Руководитель группы Елена Загородникова — гость программы радио Медиаметрикс Владивосток. В программе обсуждается почему так важно, чтобы ребенок говорил правильно, как оперативно заметить дефекты речи у ребенка, вовремя диагностировать и провести работы по восстановлению коммуникативной функции детского речевого аппарата.
- Сегодня в студии я Василина Цыганова и гость нашей программы Елена Захаровна Загородникова . Учитель-логопед высшей категории, семейный логопсихотерапевт, стаж работы более тридцати лет. Тема нашего эфира — это соответственно речевые недостатки у детей, подростков и взрослых. Их причины, признаки дефектов речи — мы узнаем, что это такое и почему важно вовремя обратить внимание на нарушения развития речи. Ведь речь — это главное коммуникативное средство человека. Поэтому первый вопрос — кто такой логопед и зачем он нужен, расскажите нам.
- Логопед — это человек, который исправляет речь, речевые недостатки. Учитель-логопед — это профессия. Очень хорошая профессия. Сейчас во Владивостоке очень много логопедов. В ДВФУ открыт факультет дефектологии. Там тоже девочки учатся и мечтают стать логопедами. Так что сейчас эта профессия уже не редкая. Буквально лет двадцать назад, она была очень редкой. Все ее знают по фильму «По семейным обстоятельствам» — спасибо Ролану Быкову. Благодаря этому фильму профессия «Логопед» получила распространение и известность.
- Второй вопрос, как родителям определить, правильно ли развивается речь малыша. На что нужно обратить внимание с самого начала, с самых азов?
- Сейчас родители уже достаточно информированные, имеют возможность узнать нормы речевого развития и физиологического и физического развития. В интернете есть все эти данные. Родители постоянно сравнивают своих детей с соседскими ребятишечками, с теми кто играет на площадке. Но есть знаковые речевые моменты, когда ребенок начинает говорить.Так например девочки, как правило, обгоняют речевом развитии мальчиков — намного раньше мальчиков начинают говорить. Для девочки в полтора года это естественно, если она уже будет рассказывать большие стихи типа мухи-цокотухи и разговаривать активно. Мальчики могут заговорить и после двух лет — это тоже не считается патологией. но в принципе, родители может насторожить отсутствие гуление. Отсутствие общения уже в колыбельке, когда ребёнок не улавливает взгляд взрослых, когда ребенок может просто не слышать Здесь причин очень много, поэтому нужно проверить в первую очередь зрение и слух. И когда ребенок взрослеет то тоже соответственно нормам смотреть Если ребеночек в развитии задерживается, то, конечно, лучше проконсультироваться в этом вопросе со специалистом.
- Раз уж мы заговорили о новорожденных у меня есть отдельные вопросы: на что именно обратить внимание родителям с грудными детьми, особенности их поведения? Вот вы упомянули гуление…
- Вообще, речевое развитие начинается буквально с появления ребенка — еще внутриутробное развитие. Потому что сейчас уже последние исследования установили, что ребенок внутриутробно различает голос и мамы и папы — дружелюбную и недружелюбную интонациию. Уже внутриутробно идет речевое развитие. Когда мы разговариваем с ребенком естественно мы говорим более замедленно. И вот такая речь хорошо бы осталавась на всю жизнь. Чтобы когда ребеночек рождается, мамочка продолжала с ним разговаривать напевно, медленно, спокойно. И с грудными детьми начиная с погремушек, начиная с первых дней мы уже ловим улыбку ребеночка, смотрим как он голос подает, всё это слышим — это всё радует и это уже сигналы о том, что ребенок развивается нормально. Если же ребенок не реагирует на погремушку, на звук погремушки, на ее вид, если ребенок не реагирует на взгляд мамы или папы, глазки не останавливаются, не улавливают взгляд — вот это уже вопросы к к узким специалистам. Но сейчас же смотрят и невропатологи и педиатры. Поэтому сейчас очень редко, когда пропускают какие-то серьезные речевые дефекты или слуховые дефекты. Нужно с ребенком общаться и когда он еще в животике у мамы и когда он рождён. Если он еще не разговаривает — это не значит, что с ними не нужно разговаривать. Разговаривать обязательно. Причем разговаривать напевно, спокойно и разговаривать короткими фразами — одним, двумя словами. Т.е. не надо целые тирады выстраивать грудному младенцу, но общаться обязательно.
- Хорошо, еще давайте поговорим о причинах задержки речевого развития. Точнее о признаках по которым родителям детей уже более старшего возраста нужно обращаться к специалистам.
Если раньше, буквально двадцать лет назад, это был один случай на двести детишек, то сейчас буквально пять-семь человек из каждой группы (25 человек) имеют укороченную подъязычную уздечку.
- Я еще раз повторюсь,если не было лепета, не было гуления, какие-то физиологические нормы тоже не соблюдаются — это тоже очень сказывается на речи. Если ребенок не ловок, нарушена координация движений, если он гипервозбудим — это все тоже может сказаться на состоянии речи в будущем. Поэтому хорошо если родители раньше забеспокоятся по этому поводу. Если видят, что к двум с половиной годам ребенок еще не разговаривает и не говорит даже ни слова — ни мама, ни папа, то есть даже нет слов в лексике ребёночка, то уже по этому поводу можно проконсультироваться и желательно проконсультироваться у логопеда. Бывают случаи, когда короткая подъязычная уздечка не дает языку в полной мере работать, нет свободы языка. И поэтому ребенок не может говорить. В настоящее время очень часты случаи укороченной подъязычной уздечки. Если раньше, буквально двадцать лет назад, это был один случай на двести детишек, то сейчас буквально пять-семь человек из каждой группы (25 человек) имеют укороченную подъязычную уздечку. Это вызывает трудности чисто механические, поэтому осмотр у логопеда желателен буквально с двух с половиной лет. Ну и дальше, конечно лучше показывать. Хотя логопеды занимаются вплотную с ребенком с пяти лет, бывают такие случаи, когда надо заниматься уже с двух, с двух с половиной лет. Очень сейчас приветствуется раннее развитие — обучение родителей, как общаться можно с грудным младенцем и так далее. Обучающие занятия — это всё приветствуется. И логопеды все это знают прекрасно.
- Почему важно обратиться к логопеду вовремя, что можно упустить?
- Да, упустить можно многое, если не обращать внимание на речевой темп родителей прежде всего. Логопед при встрече с родителями, даже когда ему приводят грудного ребенка или полуторагодовалого или двухлетнего с проблемками, логопед прежде всего беседует с родителями. И мы сразу слышим, какой речевой темп у родителей. Бывают моменты, когда родители очень много говорят и быстро говорят. К сожалению. сейчас это просто бич времени — и многоворение и быстроговорение. Быстроговорение вообще считается нарушением — тахилалия так называемая — т.е. быстроговорение.
- Но ведь мы слышим по телевидению и радио информацию в таком виде.
- Особенно в офисах, это сейчас приветствуется, особенно в сфере менеджмента. Почему-то сформировалось такое ложное понятие, что быстрая речь позволяет выдать больше информации. На самом деле, выдать ее можно больше, но понимание идет именно на среднем речевом темпе — 90-100 слов в минуту, но никак не больше. И вот когда родители быстроговорящие и многоговорящие, ребеночку сложно воспринимать звукокомплексы и сложно выделить какое-то слово. Если мы раньше мы говорили «сорока-ворона, кашку варила» — все это не спеша, было время на это, то сейчас я смотрю на детской площадке очень часто родители прям такие огромные предложения строят, чтобы объяснить ребенку что такое та же корка или сухая ветка. Используют в своих предложениях слова «потому что» и тому подобное: сложносочиненные предложения, деепричастные обороты. Малышам это просто не по силам. Поэтому с детками маленькими нужно говорить более кратко, короткими фразами.
- И говорить правильно не сюсюкаться?
- Ну невозможно не сюсюкаться совершенно. Это я не знаю какой надо быть мамой, чтобы не говорить ласковые слова. Немножко ласки не помешает, но специально конечно не нужно. Когда родители следят за своей речью, ребенку просто осваивать эту речь на слух . Ребенок же следит глазами за артикуляцией. А когда мы говорим быстро, как ребенок может уследить? Как он может повторить? А повторить он хочет все. Он хочет говорить в том же темпе, как родители говорят или бабушки, или няни. Сейчас распространено, многие отдают своих детей няням на воспитание. Тоже нужно смотреть, как говорит няня — спокойно грамотно, либо она тоже страдает тахилалией, как и родители. Тогда ребенок просто обречён на такие дефекты речи, как смазанная речь либо заикание появляется у ребеночка. Такое тоже часто бывает. Смотреть нужно на все и следить за ребенком нужно внимательно. Я думаю, когда родители внимательные, они не просмотрят речевой дефект. Конечно, если звукопроизношение нарушено у ребенка до четырех с половиной, до 5 лет, то хорошо было бы уже и в три годика показаться логопеду. А в чём причина, почему ребенок так говорит, почему у него каша во рту, может быть там дизартрия — это уже из области невропатологии. Посмотрит невропатолог может быть гиперсаливации, слюноотделение большое, хотя зубки уже выросли. Причин таких много, но бывают случаи, когда ребенок вообще не разговаривает, сейчас тоже это очень часто. Когда дети начинают говорить только в 4-5 лет это тоже очень грубая патология, которая потом исправляется достаточно сложно.
- Я хочу перейти к вопросам о более старших детках. Вот они подрастают, идут в школу, начинается уже вторая волна, если родители вовремя не отследили. Что такое дисграфия и дислексия у младших школьников? Как отличить незнание правил орфографии и дисграфии у школьников?
- Давайте начнем с того, что мы условно приняли такой момент, что ребенок идет в школу с абсолютно чистым звукопроизношением. Хотя сейчас — это редкость. Сейчас в первых классах до шестидесяти пяти процентов детей страдают нарушениями звукопроизновшения. Хотя логопедов много, как уже сказала. На это нужно обращать внимание — до школы обязательно откорректировать и исправить все звуки. Потому что ребенку не говорящему звук «р» очень сложно представить букву «р» — услышать этот звук и потом изобразить на письме. Т.е. мы усложняем жизнь ребенку. Если ребенок идет чистенький в звукопроизносительном плане, если у него нет аграмматизмов в речи, то есть он говорит много яблок много ягод, тогда мы уже можем говорить о том, что ребенок подготовлен к школе. Если на письме встречаются ошибки дисграфического плана то это логопед сразу увидит. Что такое дисграфия — это нарушение письма. Здесь тоже можно сказать о вреде быстрой речи — тахилалии. Поэтому, когда родители окружающие ребенка говорят очень быстро, они проглатывают гласные, нет ударений в речи, ребенок начинает начинает пропускать гласные, Потому что он их в речи произносит смазано, быстро. Родители говорят быстро — ребенок гласные не слышит, Как он может их писать? А это уже считается дисграфической ошибкой. Играет роль фонематический слух — слух, который отвечает за анализ и синтез именно фонем. Физиологический слух может быть в норме, фонематический слух может быть нарушен. Это тоже прерогатива логопеда. По этому поводу, конечно, к логопеду. Если ребенок при чтении не останавливается на точках, как он может усвоить правила, что нужно в конце предложения ставит точку, а после точки нужно писать с большой буквы? В принципе это тоже наша речь — правильно ли мы делаем в речи паузы и делаем ли мы их вообще. Видите, какая тесная связь с устной речью? Всё идёт в основном от семьи, от нас. Как мы говорим, так потом ребенок и уходит в жизнь, с такой речью и с таким письмом. Далее на письме могут быть ошибки в плане того, что путают буквы, их написание (оптическая дисграфия) б-д, например. Где вниз написать палочку, где верх или, например, путают букву «я» — пишут ее «иа». Вот эти ошибки, они тоже логопедического характера и это всё очень хорошо коррегируется школьными логопедами. Но к сожалению сейчас в школах очень редко можно встретить логопеда. Слитное написание слов тоже является признаками дисграфии. Как отличить от орфографических ошибок? Если ребенок нарушает правила орфографического написания — это прерогатива учителя. А если пропускает гласные , переставляет слоги, пишет слитно слова, то это уже область логопедии — надо проверить фонематический слух у ребеночка.
- Вот такой вопрос, трудно ли научиться ребенку читать? Мы уже привыкли, что дети должны читать к определенному возрасту. Какие здесь сложности возникают?
- Сложности огромные. Вообще, процесс чтения — это архисложный процесс. Мы будучи родителями забываем, как это вообще сложно было для нас самих в определенном возрасте. И не разрешаем об этом рассказывать ни бабушкам ни дедушкам в присутствии детей. Перед детьми мы хотим выглядеть такими желтыми пушистыми птичками, а на самом деле многие из нас испытывали в детстве затруднения при овладении чтением. Например, ребенок испытывает сложности в плане звукопроизношения, в плане речевого темпа. Т.е. он говорит также быстро как и родители, запинается — запиночки в речи, заикание, либо еще какие-то речевые дефекты: не имеет, например, четкой артикуляции (все звуки есть, но артикуляция такая нечеткая, вялая). Такому ребенку очень сложно усвоить звуки их синтез и складывать в слоги. Почему многие родители говорят — он у меня в два года уже все буквы знал, но читать начал в семь лет? Какой смысл был обучать детей знанию символов, если дальше процесс не пошел, ребенок не дозрел? На все эти моменты нужно обращать внимание и я считаю, что для каждого овоща есть свой срок, мы не тянем помидоры за макушку и не говорим, расти быстрее. Детишек тоже, я думаю, нет смысла очень рано обучать чтению.
Я за то, чтобы обучение чтению велось в школах… Я за такую подготовку к школе: умение рисовать, но ни в коем случае не прописывание букв и чтение.
- Это называют ранним развитием, детские центры это рекламируют — обещают, что чуть ли не к девяти годам можно закончить школьную программу.
- Сейчас уже это слава богу выходит из моды. Дело в том, что овладение чтением это навык доступный всем. Он доступен даже умственно отсталым детям и легкой степени и средней степени умственной отсталости. Не нужно считать, что это навык сложный и непостижимый. Просто нужно учитывать возраст ребенка. Если у ребенка нет интереса к обучению чтению, то не нужно этого делать искусственно. Я за то, чтобы обучение чтению, всё-таки, велось в школах. Не в детских садах учителя, приходящие раз в неделю, проводили подготовку к школе. Подготовка к школе не заключается в обучении чтению. Обучать чтению должен профессионал — учитель начальных классов. Потому что у учителя начальных классов есть масса приемов. Их специально обучали методам обучения чтению.
- Но сейчас ведь приходишь в школу и сразу получаешь тест, а в тесте чтение…
- Вообще-то это все давно отменено. Тесты включают в себя психологические моменты, проверку готовности ребенка по другим параметрам -на сколько он усидчив, на сколько он внимателен, на сколько он умеет рассуждать, на сколько развита его речь, есть ли логическое мышление у ребенка. Я за такую подготовку к школе — умение рисовать, но ни в коем случае не прописывание букв и чтение. Потому что хотя чтение и очень сложный процесс, им овладевает в принципе все абсолютно — 100%
Испуг не является чистой причиной заикания. Испуг испытывают 100% детей. Но заикается 5-7%.
- Хорошо, тогда поговорим на тему заикания — причины, признаки и помощь. Существует вот такая проблема.
- Проблема сейчас не просто существует, она нарастает. Дело в том, что еще, опять же, 15-20 лет назад 3% от общего количества детей страдали заиканием. В настоящее время уже 5-7% детей страдают этим сложным недугом. Сложность заключается в том, что заикание лечится не только учителем-логопедом. Оно лечится только командой. Обязательно участие родителей, обязательно участие невропатолога и обязательно участие психолога. Если эта команда работает — вместе дружно беремся за этот дефект, тогда он исправим и заикание, конечно, исправимый дефект. Пусть не на 100%, как и любое другое заболевание. Но процент излечение от заикания от 85 до 95%. Особенно в дошкольном возрасте заикание исправить можно и нужно. Дефект очень тяжелый. Причины этого дефекта до сих пор неизвестны. Объявлена Нобелевская премия для того, кто найдет причину заикания. Во всяком случае, так же как и любая другая патология она и растет настоящее время и в то же время причин у нее очень много. Это психологический стресс, это нежелательная беременность, это болезни во время беременности. До года ребеночек может в больнице находиться — это тоже может сказаться на развитие речи и вызвать запиночки. Т.е. причин очень много и одну какую-то назвать невозможно. Единственное, что хочется сказать, что падает с табурета, как и с других каких-то вещей 100% детей. Как и испуг испытывают 100% детей. Но заикается, я уже повторяюсь, 5-7%.
- Т.е. причина это испуг?
- Нет это не одна из причин. Это очень редко является чистой причиной. Я вот про это и говорю, что пугается 100% людей, но заикается только 5-7%. Есть какая-то почва. Как правило — это неврологическая почва, это немножечко энцефалопатия, например, какие-то недоразвития, допустим, структур головного мозга. Это все может показать энцефалограмма. Я еще раз повторюсь, что с невропатологом здесь должна быть тесная связь. Конечно, есть психологические моменты, которые могут быть просто толчком для появления заикания. Очень часты случаи, когда заикание появляется в семье, где нет наследственности. Абсолютно чистая наследственность. Никакой отягощенности нет. Все люди в семьях, во всех поколениях не имели заикания, но быстроговорящие родители — либо папа, либо мама, либо бабушка и ребенок заикается. Есть очень много случаев, когда позднее развитие речи тоже приводит к заиканию. Но в основном это считается детской болезнью. Заикание появляется у детей начиная с 3-5 лет тем немение сейчас мы встречаемся со случаями когда заикание появляется на фоне скорочтения. Сейчас слава богу его уже не требует в начальных классах. А одно время это было очень распространено и ребёнок заикается только при чтении. Причём в 19-20 лет девушки, юноши приходит к нам, говорят, я так не заикаюсь жизни, но когда мне нужно читать сразу проявляется очень сильное заикание. Вот эта быстрота и скорость не всем показана.
- Есть какое-то несоответствие требований и возможностей?
- Да, есть какие-то ножницы между темпом, между возможностями, между характером и темпераментом ребеночка и темпом жизненным.
- Тогда пожалуйста про взрослых вопрос. Надежда какая-то есть на спасение? Если взрослый человек, заикается и уже смирился с такой проблемой, существуют ли какие-то методы борьбы, какое-то решение? Можно ли обнадежить?
- Я не встречала ни одного взрослого заикающегося, который бы смирился. Есть люди, которые социально адаптировались, удачно вышли замуж, либо женились, детишек имеют. Вроде как абсолютно сохранные люди. Но заикание это настолько глубокое заболевание, и там столько внутренних переживаний у людей. И подростки и даже дошколята переживают по поводу своего заикания. Очень многие детки уже с пяти лет уже понимают. Они чуствуют дискомфорт, и они от этого страдают. Другое дело, что мы не всегда это видим, не всегда понимаем. Но есть такой метод работы как дневниковые записи и письменная работа заикающихся. Мы предлагаем написать сочинение «Я и моя речь». Выдают такие вещи… очень такие моменты душещипательные. Действительно очень глубоко сидят переживания по этому поводу. Заикающиеся взрослые — это как правило люди очень талантливые. Вообще заиканию подвержены эмоционально тонкие натуры: поэты, писатели, художники. Много примеров: артист Куравлев, Мэрилин Монро и так далее. Многие выдающиеся люди страдали когда-то заиканием и справились с этим. Взрослых заикающихся, как правило, идут на исправление речи по большей части уже из-за своих малышей, из-за детей. Чтобы дети не копировали их речь. Взрослые заикающиеся имеют сейчас возможность исправить заикание по методике Юлии Борисовны Некрасовой, которая в нашем городе работает с 2002 года. Мы с Викторией Васильевной Аксючец обучились этой методике в Москве в 2002 году и привезли ее во Владивосток. Сейчас исправление заикания возможно.
Что парадоксально, чем тяжелее заикание тем легче из него выходить. Играет роль мотивация. Человек настолько намучился, что когда ему в руки попадает инструмент, с помощью которого он может говорить спокойно, преодолевать трудности, обходить спазмы, он хватается за эти инструменты и уже не выпускают их из рук.
- Расскажите подробнее о методике.
- Это методика эмоционально-стрессовой семейной логопсихотерапии. Это групповая работа. Причем работа семейная. Т.е. наши группы работают вместе семьями У каждого заикающегося обязательно есть человек, которые поддерживает его, т.е. работает вместе с ним. Работа длительная. Там очень много видов работы и риторика и дыхательная гимнастика и всевозможные психологические тренинги и т.д. Мы работаем в команде. У нас руководители и логопеды и психологи. Невропатологи среди нас есть. Поэтому результаты у нас хорошие. Взрослые заикающиеся очень активно выходят из состояния заикание. Другое дело, что если заикающемуся человек сейчас например 25 и он заикается 7 лет, естественно, за такой короткий промежуток времени заикание исправить невозможно — вырабатаны патологические рефлексы. Больше времени тратиться на исправление этого дефекта. Что парадоксально, чем тяжелее заикание тем легче из него выходить. Играет роль в мотивации, человек настолько намучился, что когда ему в руки попадает механизм, инструмент, с помощью которого он может говорить спокойно, преодолевать трудности, обходить спазмы, он хватается за эти инструменты и уже не выпускают их из рук.
- Расскажите об этих волшебных инструментах. Вот вы говорили про дыхательную гимнастику. С чего начинаются занятия, как они проходят?
- Мы набираем группу в течение года, некоторые готовятся два года по специальным заданиям. Люди приходят подготовленные и уже знают, чем заниматься. Вот по поводу дыхания очень хочется обратить внимание, если ребенок начинает делать вдох и поднимает при этом ключицы и говорить (иногда дети даже на вдохе могут говорить), это тоже требует внимания родителей, нужно обязательно ребеночка успокоить, погладить по плечам, посмотреть ему в глазки и спокойно с ним заговорить. Если это повторяется довольно часто либо это уже перешло в привычку, нужно сходить к логопеду. Очень много есть таких правил, допустим «подумай, потом говори», «сначала составь предложение, потом говори». Эти правила работают, но тоже нужно к ним подходить с умом и грамотным знанием этой проблемы. Некоторые советуют сначала вдохни, потом говори. Ребенок вздыхает, перекрывает полностью себя дыхание и всё — здесь речь вообще невозможна. Этим правилам нужно следовать грамотно, зная какой должен быть вдох. Мы вырабатываем Стрельниковский вдох. Нас учила руководитель Наталья Карпова — профессор Российской академии образования. Мы обучились, собственно говоря, почти из первых рук. Она училась этой гимнастике у самих Стрельниковых. Мы длительно делаем эту гимнастику, мы проводим аутотренинги. Причем сами заикающиеся составляют эти аутотренинги и проводят их в процессе лечения. У нас работа очень интересная. Работаем практически световой день — по 6 часов и уходим все на эмоциональном подъеме. Работа длится в течение пяти недель. Работа очень сложная, но, как я уже сказала, мы работаем весело, активно с удовольствием. Работают обязательно члены семьи.
- Т.е. дыхательная гимнастика, аутотренинг, что происходит дальше?
- Составление правильных грамотных фраз, риторика, обязательны различные упражнения психологического плана. На своих занятиях мы работаем над преодолением страха речи перед публикой, перед экзаменатором. У нас очень сильная арт-терапия. Каждую неделю детки готовятся к экзамену. Это методик а будущего. Я думаю, что это одна из самых эффективных методик в России. Есть еще методика Лилии Зиновьевны Арутюнян, которая тоже относится к числу самых эффективных. Но эта методика требует синхронизации движения пальцев ведущей руки с речью. Не все любят показывать эти движения. А в методике Некрасовой никаких побочных движений нет. Т.е. люди меньше стесняются. И та и та методика эффективны и тут уже право заикающегося выбрать по какой методике они захотят восстановить свою речь. С 2002 года у нас прошло уже 15 групп. Много выздоровевших людей.
- Хотелось бы услышать какую-то конкретику, про занятия, что в основе этой методики. Т.е. вот проблема и воздействие на нее. К примеру если это заикание или звуки какие-то ребеночек не выговаривает.
- Что касается заикания, мы работаем с любым возрастом. В детском возрасте — это логопедические группы для заикающихся. Сейчас их в городе осталось всего две. На весь наш город Владивосток. В группу ходят буквально 12-13 ребятишек. На две группы считайте — 26 детей мы можем охватить во Владивостоке. Остальные ходят в логопедические центры. Старшие подростки и взрослые уже работают по методике семейной логопсихотерапии в наши группы, либо в центре коррекции, где тоже есть такая группа для подростков. По поводу конкретики, методологии — это очень длинный и серьезный разговор.
- У нас есть несколько минут, чтобы хотя бы начать этот разговор.
- Когда мы начинаем работу, люди готовятся к группе в течение года психологической. Идет большая психологическая подготовка. Сначала мы проводим сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. Причем мы не используем гипноз. Люди показывают насколько тяжело им говорить, насколько тяжело читать вслух. Затем мы проводим саму работу в течение четырех недель. Через полгода у нас еще пятая неделя — контрольно-поддерживающий этап.
- А если залезть в сами хитрости, допустим ребенок не выговаривает звук «р».
- Это совершенно другая вещь. По звукопроизношению работы тоже достаточно. Что интересно сейчас идет много подростков, у которых есть речевые дефекты, они сейчас задумывается о своем будущем, о профессии. Например хотят поступить в институт искусств на факультет подготовки артистов. Пожалуйста, они приходят к логопеду и исправляют речь и 13, 15 лет. Это всё возможно и старше. Как идет работа над звуками? Начинаем с артикуляционной гимнастики, смотрим состояние речевого аппарата. Если подъязычная уздечка коротенькая, либо недостаточно развит язычок, мы делаем гимнастику. Кстати, здесь очень интересно будет: с малышами нужно обязательно приветствовать движения, которые они делают. Например они любят облизывать остатки пищи после еды. Мы говорим это некультурно. На самом деле, они подсознательно делают движение которое развивает все шесть мышц языка. Другое дело, то надо объяснять, в гостях так делать не надо, а дома приветствуйте. Например, очень любят бегать по дому и стрелять из пулемета — «ддд». Это тоже отличное упражнение. Или бормочет как индюк — пожалуйста, только приветствуйте. А мы что делаем? Так не хорошо, ты плюешься, слюна летит. Т.е. мы сами блокируем детишек, а потом идем к логопеду исправлять звукопроизношение. На самом деле в ребенке все это природой заложено. Ему нужны эти движения. Семечки выплевывать — «пфф» — что ты так не красиво делаешь. На самом деле мы вызываем вибрацию кончика языка. Ее иначе никак не вызвать — только «жж», «зз» и «пф». Или лошадка — «трр» — вибрация губ. Не каждому ребенку к сожалению это доступно. Так играть нужно с детства и тогда у вас не будет проблем.
… Помните, что ваша речь — это образец для вашего ребенка.
- Спасибо вам большое. Вот последние примеры — они действительно такие яркие. Что бы вы пожелали нашим слушателям в заключение передачи.
- Пожелаю красивой плавной спокойной речи. Речь, особенно ее темп — это признак состояния нервной системы. Когда человек волнуется, то естественно ускоряется в речи. Поэтому следите за речевым темпом и за одно будете следить за своим внутренним эмоциональным состоянием. Спокойны ли вы сейчас, либо вас что-то беспокоит и вам хочется ускориться. Соответственно замедляя речь вы будете успокаиваться сами. И помните, что ваша речь — это образец для вашего ребенка. Всем счастливой спокойной хорошей жизни.
- Еще дыхательную гимнастику не забывать делать?
- Специально на дыхание не нужно обращать внимание. Все это делается опять же непроизвольно. Вот надувание шариков в жизни мы ведь часто это делаем? Дуть через трубочку, дуть на кисель или в компотик дуть — пусть ребенок балуется. Купается в ванне, дайте ему эту трубочку. Пусть он попускает воздух, понаблюдает за воздушными пузырьками — это и будет развитие речевого выдоха.
- Хорошо, обязательно воспользуемся вашими замечательными советами. Мы тоже вам желаем успехов в работе. Чтобы детки и взрослые, которые приходят к вам уходили довольными результатами и вам тоже всего самого хорошего. Спасибо нашим радиослушателям. Всего доброго, досвидания.